back_pattern
Рус

Адрес:   211117, г.Сенно, ул. К.Маркса, 2

Е-mail: info@senno.vitebsk-region.gov.by

Телефон:   (02135) 55347

Горячая линия:   (02135) 55296

Парк Трёх Героев Природа Сенненщины Озеро Сенненское Памятник природы Капличка Природа Сенненщины Физкультурно-спортивный комплекс Парк Трёх Героев Дворец торжественных обрядов и фонтан "Влюблённые" ЗАГС и фонтан Влюблённые Канатный городок в парке 40-летия Победы г.Сенно
Парк Трёх Героев
Главная Социальная сфера Молодежь Сенненщины

Молодежь Сенненщины

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Государство и государственное устройство призваны обеспечить
структурность, планомерность и содержание человеческой жизни и развития
конкретной личности. Государство выступает в качестве социального
института, в котором человек осваивает нормы поведения и деятельности,
осознает свои права и обязанности в отношении других людей, вносит свой
вклад в социальное, экономическое, политическое, нравственное развитие
общества. Любое государство сильно законами, общими правилами, целями,
стратегией развития, определенной идеологией. Без идеологии
государственное развитие представляет собой спонтанный, а иногда и,
хаотичный процесс. Естественно, отсутствие четко прописанной и
представленной позиции страны не может не сказаться на позиции личности,
ее идеалах, убеждениях, ценностях, на ее отношении к собственному
государству. Позиция страны — это, прежде всего, ее политика и идеология
по отношению к другим странам и народам и к собственным гражданам,
своему народу. Идеология призвана мобилизовать и объединить общество,
способствовать гражданскому согласию, если в ее основе лежат
общечеловеческие ценности и национальные интересы. Сегодня в условиях
развития именно белорусской государственности необходимо описать систему
идей, взглядов, представлений, установок о целях развития белорусского
общества и конкретного человека; предложить пути и средства достижения
этих целей; определить содержание идеалов, ценностей, интересов и
потребностей, мотивов, побуждающих человека действовать в интересах
государства. Определение содержания идеологии и направлений идейно-
воспитательной работы должно, прежде всего, учитывать прошлый,
позитивный опыт идеологического воспитания масс, который включал в себя
мощную систему социальной защиты человека, систему его морального
стимулирования, систему деятельности средств массовой информации,
отражающих и популяризирующих интересы страны, общества, человека-
труженика. Сегодня необходимо критически переосмыслить негативные
проявления идеологического воспитания, которые во многом спровоцировали
столь бурное крушение фундамента, казалось бы, мощной советской
государственности. Следует иметь в виду, что формирование и принятие
новой идеологии молодежью затруднено тем, что за последнее десятилетие
идеологический вакуум мгновенно был заполнен идеями разобщенности и
национализма, псевдосвободы и независимости, моральной распущенностью и
подменой ценностей, демонстрацией стиля «хозяина жизни». Сегодня есть
возможность сравнить и дать оценку происходящему. Пришло время, когда
молодое поколение, вкусив «свободу», высказывается за приоритет
законности и порядка в государстве, за экономическое развитие страны, за
получение качественного и фундаментального образования, за соответствие
материального благосостояния вложенному человеком труду, за
независимость и авторитет государства на международном уровне.
Идеологическое воспитание подрастающего поколения — это возможность
создания базиса личности, формирования направленности, определяющей
отношение человека к происходящим событиям, культурному и научному
наследию, историческим достижениям, понимание человеком себя, своего
места в обществе.
Идеологическую работу в нашей стране необходимо строить на следующих
принципах:
• профессионализма и компетентности – подготовка, профессиональное
обучение специалистов в области идеологической работы и привлечение их к
работе с населением. Глубокое понимание ими сущности, содержания и
основных направлений идеологической работы с учетом социально-
демографических и индивидуально-психологических особенностей различных
категорий населения.
Компетентность идеологических работников предполагает совершенное
владение ими методами, приемами работы, стремление к использованию
многообразных форм и обновлению содержания идеологической работы в
условиях переходного периода;
• целостности и системности – активное привлечение к идеологической работе
всех органов государственного управления, общественных организаций и
объединений, СМИ, налаживание сотрудничества с различными социальными
институтами.
Целостность, системность идеологической работы проявляется в ее
всеобъемлющем характере, повседневном присутствии в учебной, трудовой и
досуговой деятельности;
• деятельностный– необходимость максимально приблизить идеологическую
работу к конкретным делам, поступкам, акциям и действиям. Результаты этих
форм активности должны быть осязаемы для граждан, они должны иметь
реальную пользу для конкретного человека.
Деятельный подход предполагает включенность населения в идеологический
процесс. Данный принцип не допускает конъюнктурности в идеологической
работе, получения личной выгоды, расхождения слова и дела. Отвергает
фразы и лозунги, неподкрепленные конкретными поступками и делами.
Совершенствование идеологической работы в Республике Беларусь на
современном этапе развития имеет первостепенное значение для построения
сильной и процветающей Беларуси. Эффективная идеологическая работа
необходима для формирования ясного понимания гражданами страны целей
социально-экономической политики, проводимой руководством республики,
понимания как общих, так и текущих задач современного этапа
государственного строительства.
Целью идеологической и воспитательной работы со школьниками в
современных условиях является привитие подрастающему поколению
основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность
белорусской государственности и формирование активной гражданской и
личностной позиции молодежи в становлении сильного и авторитетного
государства.
Основные задачи:
1. Скоординированное взаимодействие участников педагогического
процесса, государственных и общественных организаций, семей самих
учащихся по обеспечению условий для эффективной идеологической и
идейно-воспитательной работы в условиях учреждений образования.
2. Формирование у учащихся системы знаний, понимания исторической и
причинной обусловленности происходящих событий и явлений,
представлений о роли личности в истории и ее ответственности за мир,
природу, окружающую среду, гражданское общество, коллектив, свою семью,
за самою себя.
3. Мониторинг и анализ качества и действенности идеологической в
идейно-воспитательной работы в условиях учебного заведения и ее
осуществление на основе данных об уровнях личностного и социально-
психологического развития учащихся.
4. Формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентации,
мотивации поведения через увлекательные для учащихся формы активности,
социально одобряемую и результативную деятельность на благо страны, своей
семьи; через проявление и поддержку молодежных инициатив, связанных с
основными вехами в развитии Беларуси, через проявление заботы о старших,
через приумножение экономических, политических, миротворческих,
культурных, спортивных и других достижений нашей страны.
5. Развитие национального самосознания и гражданской позиции в
условиях учебного процесса, внеклассной и досуговой деятельности
учащихся.
6. Развитие навыков группоориентированного поведения и
межличностного общения, лидерских качеств, активной личностной и
социальной позиции.
7. Формирование ответственного поведения, умения противостоять
чуждым идеям и асоциальным проявлениям; развитие навыков здорового
образа жизни, самодисциплины.
8. Формирование любви к Родине и гордости за свою страну.
Годовой плана идеологической и воспитательной работы учреждения
образования определяет основные задачи и приоритетные направления работы
педагогического коллектива в соответствии с проблемами, выявленными в
процессе мониторинга качества идеологической и воспитательной работы в
учреждении за предыдущий учебный год. Основными целями работы на
учебный год были:
1. Привитие учащимся основополагающих ценностей, идей, убеждений,
отражающих сущность белорусской государственности, формирование
активной гражданской и личностной позиции молодежи в становлении
сильного и авторитетного государства.
2. Содействие развитию личности учащегося, его социализации,
гуманизации, демократизации, исходя из истории, культуры, традиций и
обычаев Республики Беларусь.
1. Формирование на этой основе у учащихся общечеловеческих и
гуманистических ценностей и идеалов, соблюдение традиций и ритуалов,
сформированных в учреждении, включение учащихся в активную
деятельность.
Анализ уровня воспитанности личности проводится по следующим
критериям: Идейная убежденность
Методы и методики: 1.Анализ успеваемости учащихся
2.Анкета «Выявление направленности личности»
3.Диагностика мотивационной сферы личности
4.Анализ участия учащихся в информационных часах
Гражданственность и патриотизм
Методы и методики изучения:
1.Анализ правонарушений и преступлений
2.Учетная карточка несовершеннолетнего правонарушителя
3.Учетная карточка несовершеннолетнего учащегося, стоящего на
ВЛК
4.Опросник Н.С. Пряжникова «Самооценка нравственности,
гражданственности»
5.Анкета «Идейное воспитание»
Коллективизм
Методы и методики изучения:
1.Статистический и качественный анализ участия учащихся в
коллективных и общественных делах
2.Тест «Общительность»
3.Методика ценностных ориентаций
4.Анкета «Климат»
Трудолюбие
Методы и методики изучения:
1.Анализ успеваемости учащихся
2.Анкета «Выявление направленности личности»
3.Анкета «Потребность в достижениях»
4.Анализ участия учащихся в работе кружков, секций, клубов
5.Педагогический анализ участия в КТД
Нравственность
Методы и методики изучения:
1.Анализ выполнения учащимися правил внутреннего распорядка
2.Тест «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»
3.Тест «Размышляем о жизненном опыте»
4.Методика изучения социализированности личности учащегося.
Навыки ЗОЖ
Методы и методики изучения:
1.Анкета «Что вы знаете о здоровом образе жизни»
2.Анализ участия учащихся в работе спортивных кружков, секций,
клубов
3.Анализ участия учащихся в массовых спортивных мероприятиях
4.Анализ качества организации питания
5.Анкета «Проблема алкогольной зависимости»
6.Тест «Мотивация потребления алкоголя»
Готовность к семейной жизни
Методы и методики изучения:
1.Анкета «Выявление установок и ценностных ориентаций учащихся,
связанных с созданием семьи»
2.Анкета «Чья очередь мыть посуду?»
3.Анкета «Взаимоотношения в семье»
4.Методика «Характер распределения обязанностей в родительской
семье».
Учреждение образования взаимодействует с отделом идеологии и с
отделом по делам молодёжи. Проводятся совместные акции, идеологические
конференции, учащаяся молодежь привлекается к уходу за могилами и
местами захоронения защитников Отечества. В учреждении постоянно
проводится акция «Милосердие» по оказанию шефской помощи ветеранам
войны, труда, инвалидам и престарелым гражданам, семьям погибших
воинов, нуждающихся в помощи. Учащиеся участвют в акциях «За
Беларусь!», «Чистый город – чистая Беларусь», «Жыву ў Беларусi i тым
ганаруся», «Посади дерево», «Здоровый я – здоровая страна», «Мы -
наследники Победы» и др.
В идеологической и воспитательной работе учреждения образования
участвуют государственных и общественных деятели, известные деятели
искусства и другие авторитетные люди. Организация, оснащение и
методическое обеспечение курса «Основы идеологии белорусского
государства» находится на должном уровне. По данному курсу разработаны
лекции, практические занятия, презентации, интерактивные уроки.
В учреждении регулярно проводятся единые дни информирования. По
приказу создана информационная группа, которая знакомит коллектив с
важными вопросами общества и государства. При проведения единых дней
информирования используются современные формы и методы:
дискуссионные качели, конференции, правовые форумы
В учреждении оформлен уголок государственной символики
Республики Беларусь. Государственная символика имеется в учебных
кабинетах, библиотеке и в комнате молодежных организаций. Оформлены
стенды «ОО БРСМ», «Здоровый образ жизни: модно и перспективно». Также
постоянно действуют тематическая выставка по основам идеологии
белорусского государства и уголки, отражающие важнейшие события и
памятные даты. Оформлен стенд «Уголок избирателя».
Кружок «Информатор», действующий в учреждении, способствует
выполнению поставленных целей и задач, помогает учащимся проследить
политическую ситуацию в стране и за ее пределами. В рамках
воспитательных мероприятий проводятся встречи с интересными людьми,
ветеранами труда и войн, передовиками производства. Для пополнения
информационного пространства в учреждении создан сайт. (В учреждениях
может быть web-страница по идеологической и воспитательной работе; на
сайте может быть размещен виртуальный музе; может издаваться газета;
может быть организован информационно-просветительский центр).
При организации идеологической и воспитательной работы
учреждения образования используются современные активные и
интерактивные формы и информационные средства:
 Дебат-клубов.
 Дискуссионные качели (“К вопросу о поликультурном
воспитании”),
 Разброс мнений (“Легко ли быть молодым?”, “Легко ли быть
трудным?”).
 Виртуальные экскурсии (“Города-герои”, “Заповедные места
Беларуси”, “Залатымі сцежкамі Бярозаўшчыны”)
 Интеллектуальные игры (“Умники и умницы”, Турнир знатоков
права”, “Экологический турнир”, “Мы – наследники Победы”)
 Ролевые игры.
 Видеолектории («Один в поле воин», «Алтарь Победы»,
«Оружие Победы»). Цикл видеолекториев о здоровом образе
жизни.
 Игровые тренинги.
 Ток-шоу.
 Концерт-акция («День Победы празднуем вместе», «Зову в свою
профессию», «Я славлю руки матери своей»).
 Туристические походы («Дорогами отцов - дорогами героев»)
 Проектная деятельность («Быть здоровым – это классно», «Мы
не курим – присоединяйся», «Воспитание гражданственности и
патриотизма средствами краеведения»)
Основными формами работы учреждения образования по развитию
ключевых компетенций личности, формированию активной жизненной
позиции, развитию лидерских качеств учащихся являются: конкурсы
творческих работ, правовые дни, олимпиады, беседы, викторины, вечера
отдыха, игровые программы, традиционные культурные и спортивные
мероприятия, агитбригады, трудовые объединения, шефская помощь
ветеранам войны, и труда, посещение кружков и объединений по интересам,
экскурсии и турпоходы, организация дежурства и др. Проводятся акции:
«Подари игрушку детям», «Украсим новогоднюю елку», «Мы выступаем за
энергосбережение». Постоянно проводится акция «Милосердие» по
оказанию шефской помощи ветеранам войны, труда, инвалидам и
престарелым гражданам, семьям погибших воинов, нуждающихся в помощи.
В каникулярное время организуются оздоровительные лагеря.
Учащиеся учреждения образования вовлечена в деятельность органов
ученического самоуправления (Совет школы). В Совет школы входят
представители учащихся каждого класса, педагогические работники, члены
администрации, законные представители учащихся. Совет делится на
сектора. .В состав каждого сектора входит по 3-5 человек. В процессе
организации и проведения КТД, акций, декад, операций часто практикуется
создание при совете временных творческих коллективов, групп, штабов.
В рамках Программы сотрудничества Министерства образования
Республики Беларусь с Белорусской Православной Церковью проводится
определенная работа: совместные встречи с интересными людьми,
священнослужители приглашаются на информационные часы, организуются
экскурсии по памятным местам Беларуси (Жировичский монастырь, Туров и
др.).
Разработаны целевые воспитательные программы «ЗДОРОВЫМИ В
БУДУЩЕЕ», «ЗОЖ», «Дом, где воспитывают», Программа гендерного
воспитания учащихся, встречи с врачами, работниками ИДН, строгий
контроль за состоящими на учете, вовлечение их в полезную занятость,
профилактические дни, Дни без сигарет, акции «Брось сигарету», «Брось
сигарету в обмен на конфету», пропаганда ЗОЖ, физкультуры и спорта,
воспитание ценностного отношения к окружающей среде, ресурсо- и
энергосбережению и др.
В рамках плана воспитательной работы проводятся встречи с
работниками РОВД и прокуратуры, представителями молодежных
организаций, демонстрации видеофильмов («Первая проба», «Охотники за
разумом», «Свет в конце тоннеля», «Стоп - СПАЙС», «Алкоголь убивает -
береги себя» «Фанаты», и др.). Во всех классах работниками ИДН и
педагогом социальным проводятся беседы об административной и уголовной
ответственности несовершеннолетних. Проведятся акции «Суд над вредными
привычками», «НЕТ! Наркотикам», «Проблемы века: пьянство, курение,
наркомания» по формированию отрицательного отношения обучающихся к
наркогенным веществам и последствиям их потребления, а также с целью
информирования обучающихся о видах уголовной ответственности за
употребление, хранение и распространение наркотических средств и
психоактивных веществ; проведение спортивного праздника под девизом
«Спорт против наркотиков».
В рамках Дней информирования по правовой тематике проводятся
следующие мероприятия: информационные часы «Я и мое право жить
достойно», «Правовая культура как составляющая общей культуры
личности» и др.
Идеологическое воспитание
подрастающего поколения должно быть ориентировано на: познание
и принятие личностью основ государственной идеологии; осознание
основных идей и принципов, на которых строится идеология суверенной
Беларуси; принятие национальной идеи; формирование мировоззрения на
основе достижений науки, техники, производства, информационных
технологий; стремление к качественным преобразованиям в обществе;
осознание стратегии и идеологии государства в сфере экономики, права,
социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, спорта;
понимание роли социальных стандартов для максимального удовлетворения
потребностей человека.
Национальное и интернациональное воспитание
учащихся способствует осознанию ими белорусской
государственности и особенностей становления белорусской науки и
производства, ознакомлению с традициями, идеями и культурой белорусов,
приобщению к их национальному наследию. У белорусов ярко проявляются
качества толерантности, терпения, дисциплинированности, коллективизма,
взаимопомощь и сердечность. Национальными чертами, вызывающими
уважение и признание других народов, являются трудолюбие,
дисциплинированность, стремление к порядку, справедливость,
солидарность. Проблемой данного направления идейно-воспитательной
работы являются формирование национального самосознания, чувства языка
и культуры, территориальной целостности и отверженце идеи национализма,
приоритета над другими нациями и народами. Интернациональность сегодня
— это уважение интересов других наций, терпимое отношение к другой
позиции и другому мнению, умение вести диалог и отстаивать собственные
интересы, вера в общечеловеческий разум и возможность мирного
урегулирования конфликтов.
Сегодня идейно-воспитательная работа осуществляется не «с чистого
листа», она имеет фундамент в виде сохранения позитивного
воспитательного опыта, накопленного ранее, поддержки со стороны
государства, обеспечивается сильной и эффективной государственной
властью, политической стабильностью, приоритетом национальных
интересов, развитием экономики и производства, инвестициями в здоровье
человека, в его профессиональное, культурное» личностное развитие, а
значит в будущее страны.
Условия эффективности идеологической и идейно-воспитательной
работы
1. Высокий уровень информированности педагогических
работников, представителей государственных и общественных организаций и
учреждений, учащихся и студентов по основным вопросам государственной
политики и идеологии, по основным проблемам развития других стран и
народов.
2. Профессионализм и высокий уровень убежденности и
пропагандистского мастерства, знания жизни, искренность лиц,
осуществляющих или привлекаемых к идеологической и идейно-
воспитательной работе.
3. Поддержка и максимальное содействие общественным
объединениям и организациям, кружкам, клубам идейно-патриотической и
гражданской направленности в рамках учебного заведения (00 "БРСМ",
пионерские организации, профсоюзы, поисковые клубы, информационные
группы, школы лидерства, редколлегии стен- и радиогазет учебныхзаведений
и др.).
4. Участие в идеологической и идейно-воспитательной работе
учебного заведения государственных и общественных деятелей, выдающихся
деятелей науки, искусства,производства, спорта, экономики,
здравоохранения, депутатов, представителей президентской и районной
вертикали, представителей 00 "БРСМ", других авторитетных людей.
5. Использование и дальнейшая разработка современных активных и
интерактивных форм идеологической и идейно-воспитательной работы, где
учащиеся становятся основными субъектами разработки проекта или
концепции мероприятия, а затем вовлекают в него как можно большее
количество сверстников.
6. Создание системы идеологического и идейно-воспитательного
воздействия, включающей в себя соответствующую направленность
содержания учебного процесса и внеучебной деятельности, создание
соответствующей среды и оформление учебного заведения, развитие СМИ
гимназии, формирование норм и традиций гимназии, отражающих основные
принципы и содержание государственной идеологии.
7. Создание условий для проявления и поддержки молодежных
инициатив, привлечение родителей и других заинтересованных лиц к
участию в них.
8. Организация деятельности школы лидера, органов
самоуправления в учебном заведении, направленной на преемственность и
постоянное совершенствование идеологической и идейно- воспитательной
работы.
9. Создание идеологической вертикали в гимназии и определение
функций ее участников.
10. Активное использование внешней атрибутики и символики в
идейно-воспитательной работе, формирование авторитета и уважения к
государственным символам, ознакомление с правилами их использования.
11. Формирование здорового образа жизни как приоритетной
ценности государственной социально-экономической политики.
12. Проявление государственной заботы о каждом учащемся как
неотъемлемой, полноправной, самоценной частицы коллектива, общества,
государства.

БРСМ

Нормативные правовые акты по вопросам реализации государственной молодежной политики

Структуры по работе с молодежью

Молодому специалисту

Информационное обеспечение работы с молодежью

В помощь ответственному за работу с молодежью

Молодежная палата

Деловое сотрудничество
Опрос
Как Вы относитесь к продаже алкогольных напитков и пива несовершеннолетним?
Интернет-ресурсы
back_pattern